Взрослые возвращают в общество то, что им дали в детстве

Местная общественная гражданская организация «Порядок и справедливость» была зарегистрирована в 2008 году. Но активную деятельность начала вести с приходом нового руководителя — Елены Матвеевой.

В нашем городе лишь две организации, в целях и задачах которых стоит развитие гражданской позиции населения и молодёжи. Тем ценнее та деятельность, которую они ведут.

Основная деятельность организации «Порядок и справедливость» — работа с подростками, воспитание в них гражданственности.

— Елена, расскажите, чем сейчас занимается организация?

— Мы проводим для подростков профилактические беседы. Дети – это наше будущее. И от того, что мы дадим детям, зависит, что они потом дадут нашему обществу. Очень много вещей, которые отвлекают родителей, школу от самих детей, от личности ребенка. И дети предоставлены сами себе. И здесь хочется помочь и родителям, и детям, и учителям.

— Почему вы считаете, что можете это дать? У вас есть какой-то опыт, технологии?

— Да, у нас есть инструмент – готовая методика, программа для подростков, которая работает уже 16 лет на территории Новосибирской области.

— Приличный срок. За это время уже можно сделать вывод об эффективности.

— Да. Они начинали работать с правонарушителями, которые уже находились в колонии. А потом команда проекта пришла к выводу, что необходимо заниматься профилактикой. Важнее — не допустить того, чтобы ребята попадали в колонию.

Вот и мы придерживаемся того же мнения, поэтому и взяли это направление

— Сколько подростков в нашем городе уже прошли через вашу программу?

— Около 800 человек, от 8 до 17 лет.

— Как вы выстраиваете работу? Проводите беседы на территории школ или в отдельном месте где-то, в библиотеках? В каких школах уже были?

— Мы работаем в летних лагерях, сотрудничали со школой 95, 106, 93. В какой-то момент мы пришли к пониманию, что разовые лекции, конечно хорошо, но если идти к результату, то необходим курс бесед. Сейчас планируем внедрить такой курс совместно с 98 школой.

— Расскажите подробнее, что это за темы такие? О чем с детьми разговариваете?

— Родители пытаются привить своим детям знания о том, что такое «хорошо» и «плохо», используя при этом такие слова, как : «можно» и «нельзя» или «правильно» и «не правильно». И, все же , далеко не каждый ребенок может четко ответить сам себе на вопрос : «Как должен жить человек в обществе, какие поступки правильные и почему именно так» ? Для того, чтобы помочь детям обрести уверенность в таких фундаментальных понятиях, разобраться в законах и правилах в жизни и начать отвечать за свои поступки.

Что такое счастье? Это ещё один вопрос на который не каждый взрослый может дать вразумительный ответ. А детям еще сложнее. Все хотят быть счастливыми. А что значит, быть счастливым – не знают.

Конечно, тем, связанных с гражданственностью, развитием личности, гораздо больше. К каждой теме есть свой инструментарий. Это не скучные лекции, где я выступаю активно, а дети пассивно слушают. Нет. Моя цель – вывести их на диалог, а в идеале – чтобы они сами дали ответ на то, что я хочу им сказать.

— То есть в основном про нравственные понятия с ребятами разговариваете.

— Не только. У нас есть тема про наркотики в жизни человека. Это не ознакомление с видами наркотиков и статистикой, а также с влиянием на физическое тело. Здесь мы рассказываем, почему человек вообще приходит к мысли о наркотиках. Что есть человеческие эмоции и как они влияют на качество жизни. Показываем (наглядно), что удовольствие и радость после употребления алкоголя и/или наркотиков, ложно и как при этом меняется личность. Вспомните себя в состоянии воодушевления, интереса, вдохновения. Хочется ли в этот момент алкоголя, наркотиков? Нет. Но если вдруг это состояние интереса к жизни пропадает (скука), то человек начинает искать различные способы вернуть это ощущение счастья. Ребятам наглядно видно, что эта эйфория от употребления — обман. Рассказываем, как развивается зависимость на личностном уровне.

 

— Как дети воспринимают такие лекции?

— Каждый раз я встречаю одни и те же тусклые глаза. В них так и читается «опять нас согнали», «сейчас будут читать мораль». Особенно когда детям заранее говорят, что сейчас будет лекция про законы, или про наркотики. И самое главное для меня – в конце нашей встречи таких взглядов практически нет. Я собираю отзывы после лекций – в них дети благодарят за общение, просят прийти еще, делятся своими открытиями.

— Вы одна работаете или есть команда?

— Сейчас как лектор я одна. Иногда мне помогают коллеги – фотографии сделать. Команда основная у нас – трое человек. И есть еще добровольцы, волонтеры – порядка 20 человек.

— Какие есть сложности у организации «Порядок и справедливость»?

— Пока мы не ощутили, что есть какие-то сложности. Единственное, сложно бывает организовать детей, заменить урок-предмет на лекцию. Кстати, в Красноярске с этим дела обстоят намного проще. Но мы стараемся договориться, найти удобное для всех время.

— Какие планы на 2018 год?

— Сейчас приоритет – провести в школе полный курс для ребят, чтобы показать и им, и родителям, и городу реальный результат. Есть задумки по проведению акций интересных для горожан. Пока продумываем, оцениваем свои силы и ресурсы. Хочется найти стационарное помещение, чтобы можно было совместные встречи родителей и детей проводить.

— В чем нужна, и нужна ли вообще, помощь вашей организации от горожан?

— Мы будем рады любой помощи – организационной, информационной. Всегда нужны средства для печати раздаточных материалов.

— Ест ли у вас сайт и группа в социальных сетях?

— Пока нет.

— А как вас можно найти?

— Можно писать мне лично Вконтакте 

Елена принесла с собой на встречу отзывы ребят после лекций. Приведу лишь некоторые из них:

«Была очень интересная лекция. Это очень облегчает общение, когда человек говорит на нашем языке»

«Хочу, чтобы таких бесед было побольше, так как они помогают многое осознать»

«После общения с Еленой я усвоил несколько аспектов отношений между людьми. Теперь я знаю, как не потерять уважение к себе и человеческое лицо в глазах общества. Спасибо за общение и ценные советы»

«Мне очень понравилась беседа. Она была очень полезна. Особенно для нашего класса. Приходите еще»

«Мне понравилась эта дискуссия. Было очень полезно. Нам необходимо такое общение, чтобы узнавать себя и других»

Беседовала Яна Горбунова, руководитель Ресурсного центра поддержки социальных инициатив